ДЕВОЧКА-ВИДЕНЬЕ
(размышления о Харуке)
Выпуск 2.
Где ничего не
положено - там ничего не возьмёшь…
Эпиграф к середине
выпуска
Вообще, если взглянуть на Мичиру как на реально
существующего человека, она покажется девушкой несколько "не от мира
сего" - из-за её романтического стиля одежды и поведения. Женственность и
грациозность, спокойствие и мягкость, какая-то даже отчуждённость от всего окружающего.
Мало того, что на ней никогда не видно брюк, - практически все её юбки ниже
колен, а если и встречаются исключения из этого правила, в таких случаях Мичиру
выглядит ещё красивей, нет и намёка на что-то банальное или, ещё хуже, пошлое.
В общем, в этом отношении Мичиру является действительно "выше всяких
похвал", об этом говорится ещё в аниме - и отлично доказывается.
Однако Мичиру очень хитра, потому что неглупа. По крайней
мере, кажется такой мне*. Она искусно прячет за длинными юбками и женской
хрупкостью истинные черты характера.
Мичиру вполне может сама позаботиться о себе. Она не
отстаёт от Харуки в рукопашном бою и вообще в сражениях – правда, как Сейлор
Нептун. Она вообще отлично развита физически благодаря плаванию. Да и недаром в
особо критические моменты в Мичиру проявляется едва ли не больше жестокости и
ошибочного, но упорства, чем у Харуки (а если не упорства, то просто
равнодушия: и ты не поможешь ей?!.. ну и хорошо, а я тем более не буду). И
логика у неё в какой-то мере развита даже лучше Харукиной, наверно, из-за
меньшей холеричности (следует читать - большей скрытности чувств). Да, Мичиру
необычайно умна и практична. И тем больше она меня раздражает, особенно в пятом
сезоне.
По какой-то причине Мичиру не очень-то хочет показывать,
что она может на самом деле. Ей необходимо найти крылышко, под которым можно
тихо мурлыкать и чувствовать себя защищённой ото всех невзгод, в то время как
эти невзгоды расхлёбывает крылышко.
Крылышко обязательно должно иметь такой же уровень
духовного развития, интеллигентности, как и сама Мичиру, грязи она не выносит.
Крылышко должно иметь изюминку - банальности Мичиру, как леди, тоже не переносит.
И ещё крылышко должно сильно любить Мичиру, так сильно, чтобы обеспечивать её
всем, что она пожелает, и не замечать, что им могут манипулировать.
Итак, Мичиру находит
то, что ей надо. Харука образованная, интеллигентная, воспитанная личность. То,
что она девушка, с одной стороны медали очень пикантно. А вот любовь…
А теперь я обращусь за небольшой помощью к статьям с сайта
www.haruka-ami.narod.ru.
"Харука действительно влюбилась в Мичиру", -
говорит Наоко Такеучи. Это - на мой взгляд - правда. Мичиру влюбила её в себя,
потому что ещё до этого углядела Харуку (правда, её любовь не сравнить с
любовью Харуки к ней) и была вынуждена попытаться удержать её около себя, как
девушки поступают с понравившимися парнями. И удержала. И здесь играет огромную
роль то, что Харука девушка.
Будь Харука парнем, отношения были бы проще. Красавица
говорит о своей любви. Плюс к этому понятно, что она не справится в одиночку с
той ношей, которую приняла, и ей нужно помочь. Возможны два развития событий -
либо гетеросексуальная любовь, либо - миссия завершена, и гуд бай, останемся
просто друзьями, нас больше ничто не удерживает.
Но, но и ещё раз но! Пытаясь обращаться с Харукой так же,
как обращалась бы с парнем, Мичиру удерживает её. Однако первоначально Харука
остаётся возле Мичиру из-за того, что видит - неизбежного не избежать! Только
чтобы избавиться от этой проклятой миссии, не перекладывать на плечи другого,
не отступившегося, двойную ношу, она создаёт с Мичиру тандем. Впоследствии
обнаруживается сходство интересов, завязывается дружба. А потом любовь…
несчастная любовь.
Нет сомнений в том, что Мичиру тянется к Харуке и душой,
и телом. Она искренне любит девушку. Но при этом она иногда видит в ней парня -
и внешний вид, и поведение, и характер, влияет всё вместе - и, ещё раз,
действует так же, как действовала бы при общении с парнем**. И результат -
девушка, в которой сильно мужское начало, постепенно притягивается к существу
своего же пола.
Но здесь встаёт момент, который очень сложно осмыслить,
ориентируясь на обычные, банальные, забитые правила любовных отношений.
В самом аниме показывается и доказывается, что Харука и
Мичиру - девушки ОЧЕНЬ развитые. Развитые и телом, и духом. Фактически они
стоят на несколько уровней выше, чем средний человек. И, разумеется, они
великолепно воспитаны - и родители постарались, и вообще у них это в крови. Так
вот если начинать с определённой точки отсчёта, именно это воспитание, на мой
взгляд, и не даёт им вести себя, как пошлой лесбийской паре. И речи, и мысли не
должно быть о том, что главное для них обеих - это плотская любовь, физическое
тяготение. Главное для них - это любовь духовная. Если же в этом всё-таки возникают
сомнения, подумайте – не замечали ли вы, что пара Харука-Мичиру подаётся в
аниме иначе, чем остальные встречающиеся нам якобы подобные пары? Более тонко,
туманно, непонятно, непривычно, оригинально, более духовно, более красиво?
…Есть грань. О-очень тонкая, но прочная грань, чуть
потоньше, чем граница между эротикой и порнографией. Эта грань находится в душе
каждого духовно развитого существа женского пола. Женщины гораздо сильнее, чем
мужчины, тянутся к любви - матери ли к ребёнку, подруги ли к подруге, наконец,
любимой к любимому. И они знают, что любовь должна сопровождаться физическим
контактом, иначе она будет неполной и нанесёт только вред. Мать прижимает
ребёнка к себе, гладит, целует. Девочки, щебеча, ловят руки при "особо
важных и интересных" разговорах, бегают, таща одна другую за руку -
скорей, скорей, гляди, как здорово!!!!.. Девушки шутя обнимаются и целуются при
встречах ("вот она, приве-ет!!;)))"), кладут друг другу головы на
плечи, обнимают за талии, когда настроение снижено. Вообще в школах и
университетах очень часто можно заметить пары девушка-девушка, которые нигде не
разлучаются, ходят, держась за руки, шепчутся, наклоняясь друг к другу
достаточно близко. Принимать всё это за проявления нетрадиционной любви просто
кощунственно и достойно только какого-то совсем извращённого мышления. Потому
что всё это – проявления женской сущности, женщинам любого возраста важен сам
факт того, что ты общаешься, нежели само общение, важно не столько то, о чём ты
говоришь, сколько – с кем и как. Отсюда и мужские насмешки над бабьим
пустозвонством и наивностью. Мужчина по своей природе грубей, ему не нужны
сюси-пуси, важна суть, краткость, подумал - сказал – сделал. Между мужчинами не
должно возникать и обычно не возникает проявлений нежности к собеседнику, отношения
к нему как к реальному человеку с чувствами, а не как к носителю абстрактной
информации. Но мы отвлеклись…
Бывают такие моменты, когда две девушки находят друг в
друге особую, редкую для каждой схожесть души и взглядов - это характерно для
тех, у кого взгляды и стремления, да и вообще сама сущность несколько выше
среднестатистических, а следовательно, никого особо близкого в этом отношении
нет. И между ними может возникнуть притяжение особого рода. Прижаться, обнять,
погладить, зарыться лицом в волосы, потормошить. Почувствовать, что рядом та,
которая тебя понимает в очень многом, которая в каком-то отношении тебя любит,
и она реальна.
При этом ни у одной, как правило, не появляется даже мысли
о сексуальном контакте, либо поцелуе, потому что в этом-то и есть грань. Пойти
дальше - значит переступить черту, опасную, страшную, противную всему существу
девушки. Пойти дальше - значит поддаться тёмным, несущим зло именно в данном
случае инстинктам. То, что происходит – только для того, чтобы ещё сильнее
прочувствовать, что ты, именно ты, какая ты есть, со своими чувствами и мыслями,
не одинока, всё-таки нашлась родственная душа, она с тобой рядом, ты можешь её
потрогать и удостовериться, что она существует на самом деле. Фактически это те
же обнимания и поцелуйчики в коридорах учебных заведений, только здесь играет
роль то, что по-настоящему понимает только тот, кто рядом сейчас, и он
один-единственный, а щебетать можно с кем угодно.
Если же и возникает что-то, что может утянуть за грань,
физический контакт прерывается. Он был нужен только как проявление женской
нежности (он может быть особенно ярко выражен, если обе девушки красивы –
добавляется тяга к прекрасному). А духовный контакт – остаётся.
Повторяю - это характерно для девушек, очень развитых
духовно (и соответствующего возраста, конечно, возраста как раз Харуки и
Мичиру, недаром сама Такеучи говорила про них: «в этом возрасте девушки очень
чувствительны»), и только для таких. И на эти отношения не очень уж и сильно
влияет, имеется ли у каждой из двух опыт физиологического общения хоть с мужским,
хоть с женским полом. Душа - она какая была, такая и остаётся, если духовность
заложена в девушке.
В общем, это всё очень сложно осмыслить, это психология,
здесь очень много аспектов и развилок… Но хоть немного, я надеюсь, я смогла
объяснить, в чём суть. Если что-то осталось неотмеченным, можно домыслить
самому.
И вот таким вот образом я и объясняю таинственную,
несчастную тягу Мичиру к Харуке… но опять же – только, наверное, в третьем сезоне.
Там ещё играет роль и тот факт, что обе с, возможно, слишком уж преувеличенной
серьёзностью относятся к своей миссии. Как бы там ни было, обе девушки ещё
подростки (как бы ни выглядели со стороны), детская ответственность отличниц в
них не испарилась, они готовы отдать все силы, чтобы с честью выполнить свои
обязанности. А обязанности велики, жестоки. И помочь некому, никто не поведёт
за ручку. В самой-самой глубине души – как кажется мне - это те же Эйл и Анна,
какими они показаны детьми: прижавшиеся друг к другу, потому что больше не к
кому, пытаясь защититься от жестокости внешнего мира. Но, к сожалению, и
Харука, и Мичиру выглядят старше своих лет, как обычно подобные им по возрасту
подростки, и отношение к ним, соответственно, как к более старшим. А точнее –
как к людям, не отличающимся от толпы ничем, кроме некоторых весёлых склонностей…
Переходя к конкретизации, признаюсь: меня просто взбесило
непонимание Огаты Мегуми (так и хочется прочитать - Мегами). Считать Харуку и
Мичиру мужем и женой!!.. Слова директора "играй так, словно они женатая
пара" означали вовсе не то, что девушки целуются, ласкаются и по ночам
занимаются любовью на общей двуспальной кровати. Они не жених и невеста, они не
любовник и любовница, они - словно женатая пара! Это значит, что Харука
и Мичиру хорошо знают души друг друга, у них огромное количество общих точек
соприкосновения в общении, они примирились друг с другом в том, что не очень
понятно, ОНИ ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ С НЕЖНОСТЬЮ, ЛЮБОВЬЮ И ТРЕПЕТОМ, ПРОВЕРЕННЫМИ
ВРЕМЕНЕМ! Муж и жена на то и муж и жена, чтобы, пройдя свадьбу, пожив вместе,
узнав друг о друге ещё больше, чем раньше, узнав то, что раньше скрывалось (в
тему "любовная лодка разбилась о быт"), остаться вместе, чтобы
взаимные чувства крепли всё больше и больше. В нашем случае Харука и Мичиру
проверяют друг друга не только в обыденной жизни, но и как воины-одиночки -
надеяться больше не на кого, кроме как на партнёра…
Это и есть больше, чем любовь. Это любовь, начавшаяся с
дружбы и слившаяся с дружбой (цитата - "Дружба между ними настолько
сильна, что превратилась в любовь"). Её очень сложно понять, она слишком
редка. Причём, как бы там ни было, очень часто Мичиру вдобавок ко всему
перечисленному опекает Харуку, та и вправду смотрится более робкой, да она
такая и есть - об этом ниже – и вот вам ещё одна причина для взаимной любви.
Значит, от Огаты требовалось озвучить Харуку не как
туповатую бой-девку, нацеленную на махачки (такой, кстати, всё-таки иногда
смотрится Уран), а как нежную девушку, умеющую любить. А уметь любить
по-настоящему – значит, как-никак, иметь отличные мозги...
Однако здесь, в этой любви, которая и любовь, и не любовь,
которую я просто уже не знаю, как описывать, - чтобы её понять, требуется много
старания и душевных сил, ну, а кто не хочет понимать, см. эпиграф - так вот, в
этой любви мне видится закавыка. Закавыка проявляется в паршивом пятом сезоне.
…Аквариум. Силуэты людей перемещаются в темноте, освещена
только голубая, переливающаяся бликами вода. Рыбки всех цветов, в беспрестанном
движении. Харука рядом с Мичиру, на грани света и тени. Ей хорошо по многим
причинам. Во-первых, полумрак и тишина создают ощущение спокойствия, уединения,
отдохновения, человек вдали от шумного и далеко не всегда доброго мира.
Во-вторых, рыбки - как известно, наблюдение за рыбками очень успокаивает и расслабляет
человека. В-третьих, Харука знает, что здесь очень нравится Мичиру, а раз
хорошо Мичиру, хорошо и ей. Ну и, разумеется, они вместе, и больше никого не
надо. Харука рядом с человеком, с которым не нужно притворяться и что-то
скрывать. Обстановка романтическая, неофициальная и высокодуховная, если можно
так сказать, как раз то, что по душе Харуке. Поэтому она расслаблена и
спокойна. Если и есть какие-то предчувствия, они легко отгоняются.
Харука смотрит на рыбок. Она уверена, что всё так, как
есть.
Диалог на тему: кому что нравится.
Мичиру с самого начала заявляет о том, что ей хорошо
ЗДЕСЬ, потому что она с Харукой (с милым рай и в шалаше…). При этом она
прекрасно осознаёт, что Харука её до конца не поймёт.
Для Харуки важно только то, что она доставила радость
подруге, придя с ней сюда, от этого хорошо и ей. Хорошо ещё и потому, что она в
этот миг свободна от всего земного (как ей кажется), как происходит, когда она
за рулём.
Для Мичиру важно выказать свои эмоции, показать, что тебе
спокойно, касанием, поглаживанием - телесным контактом. Но теперь уже контакт
несёт в себе несколько другой смысл… Только, каким бы ни был смысл, Харуке всё
равно это не нужно, она отдыхает душой, а следовательно, телом. У Мичиру же эти
два понятия должны присутствовать одновременно, иначе отдых будет неполным.
Харука хочет только осознания того, что рядом самая близкая на свете душа,
Мичиру надо, чтобы эта душа была не просто душой, а имела тело, и не просто
тело, а чувственное тело. И Мичиру в этом права – но как женщина сама по себе,
а не как женщина по отношению к другой женщине, которая к тому же ни в одной
сфере жизни не вписывается в стандартные рамки. Дело в сущности Харуки – ей
чужие прикосновения не нужны. Но это совершенно не означает, что Харука – этакий
глуповато-наивный ангел во безгрешной плоти, а Мичиру нужно только одно,
понятно, что. Нет. Просто Харука и Мичиру в этом плане устроены по-разному, и у
каждой есть свои достоинства – и, разумеется, недостатки.
Мичиру понимает, что до Харуки не дойдёт: она теперь
отлично изучила подругу, в то время как сама для Харуки является местами
абсолютно не изученным объектом. Мичиру знает, что для Харуки многое остаётся
тайной, ей, с её огромной интуицией и великолепным умом, заранее известно,
какова будет ответная реплика, это даёт девушке скрытое превосходство, поэтому
она позволяет себе подшучивать над подругой, оставляя ту в недоумении. И
беззлобно хохоча в душе над мимикой Харуки.
Та не понимает и немного волнуется, что же имелось в виду.
Разъяснения так и нет, однако Харука незло списывает всё на характер Мичиру и
оставляет вопрос без внимания, не замечая, что ею осторожно, чуть-чуть, но всё
же манипулируют, и – умело манипулируют.
Выходят на крышу. Харука по-прежнему в мире с собой.
Мичиру заводит разговор о зеркале. Харука искренне
считает, что в этот момент, когда ей так покойно, не может случиться что-то, подобное
прошлому, тому, от чего они ушли, что постарались забыть. Если даже и есть
какие-то знаки, она, опять же, заглаживает их. Переключившаяся на серьёзные
предчувствия Мичиру дуется. Тут Харука произносит такие важные для неё слова -
"я верю тебе". Не "я люблю тебя", заметьте. Сейчас она
открыта сильнее всего, но в Мичиру она видит друга (её глазами это и означает
"больше, чем любовь…"), для того, чтобы идти по жизни, ей нужен друг,
подруга, но не любовник и не любовница. Ей, повторюсь ещё раз, нужен тот, кто
поймёт и примет её душу. Отдать тело Харука может, но боится, и дело
здесь далеко не в человеческой морали, а в её неумении раскрывать саму себя - и
в её точке зрения, что это не так уж и обязательно в истинно человеческих
отношениях***. И если уж Харука призналась в том, что верит кому-то (особенно
так, в таких обстоятельствах), для неё это равносильно словам "я открываю
тебе свою душу, отдаю себя без остатка, ты можешь заглянуть в самые потаённые
уголки моей души, я становлюсь беззащитна перед тобой, так как лишаюсь того,
что не доверяла никому до тебя, неприкосновенности чувств; я верю, что ты
поймёшь меня и не предашь, никому не выдашь моего сердца, я верю тебе и надеюсь
на тебя".
Но тут появляются первые предвестники бури, в руку Харуке
попадает осколок, и она снова становится такой же, как всегда, - замкнутой,
скрытной, напряжённой, готовой к борьбе со всем миром, однако не лезущей на
рожон…
И что же я хотела сказать? А вот что. По моему,
субъективному, мнению, Мичиру пятого сезона в какой-то степени хуже, чем Мичиру
третьего сезона. И она, и Харука повзрослели, достигли восемнадцати лет, по
японским канонам они уже не девушки, а женщины (это отнюдь не означает, что они
и морально стали женщинами, недаром совершеннолетие у японцев наступает в
двадцать лет), и их мышление уже несколько иное, чем мышление
девочек-подросточков, какими обе являются в третьем сезоне (как ни смешно, не
устану повторять, это звучит). Но так как, по всей видимости, четвёртый сезон
девушки прожили вместе (об этом, более подробно, также будет упомянуто ниже),
их поведение относительно друг друга тоже изменилось.
Я пока возьму на рассмотрение только Мичиру. Если в
третьем сезоне она, не до конца определившийся в жизни подросток, больше занята
миссией и проблемой, как пережить переходный возраст и полностью освоиться с
самой собой, то в пятом девушка освободилась и от того, и от другого, и я лично
вижу в ней чуть-чуть, совсем-совсем немного – но опустившуюся до банальности
самочку. Может быть, конечно, и так, что в третьем сезоне Мичиру, чтобы не
упустить Харуку либо из-за сильной и чистой любви к ней, подавляет саму себя и
соглашается с подругой в том, что любовь им не нужна, их цель – только миссия.
Однако в таком случае ещё сильнее выходит, что, когда миссия завершается и
проблем больше нет, Мичиру позволяет себе расслабиться и склоняет Харуку к
любовным отношениям, и ей уже неинтересно, как к этому относится Харука. Как ни
крути, нестыковочка получается****.
Ведёт себя иногда Мичиру, как обычная нагловатая,
самоуверенная девчонка, каких всегда можно увидеть на улицах, по отношению к
обычному парню. Силком оттаскивает Харуку от потенциальной конкурентки Усаги,
заманивая обещаниями чего-то сладенького, но - наедине; напропалую и нагло флиртует
с Сейей…
^Я вообще не понимаю, как можно предложить малознакомому
парню помочь переодеться (хотя, если подумать, они должны были вместе
репетировать концерт, значит, не такой уж он и малознакомый, но Харуке от этого
не легче). Стопроцентно, Мичиру знала, что буквально через минуту к ней войдёт
Харука, либо сама попросила её прийти ("не оставляй меня,
люби-иимый…"). Но это, мне кажется, ежу понятно.^
…позволяет себе недвусмысленные намёки, безнадёжно
(хе-хе) надеясь, что Харука всё же снизойдёт до её просьб…
^Причём просьбы высказаны в лоб, ну как любому
представителю мужского пола, который не в лоб просто не поймёт. Помните, как
Усаги намекала Мамору, что ей холодно, а тот ушёл с балкона в комнату?^
…и, наконец, выбалтывает секреты Харуки там, где (и когда)
ВОТ УЖ СОВСЕМ не следовало о них распространяться - и с удовольствием (уверена
в этом) наблюдая, как Харука в ярости и беспокойстве дёргает бровью.
При всём при том у Харуки не возникает и мысли о
двуличности Мичиру ("влюблённая душа…"). Просто по башке хочется
треснуть - и ту, и другую. Сильно и больно. И ещё неизвестно, кого бы я
саданула сильнее. Неужели нет ни одной женщины, которой любовь так или иначе не
заморачивала бы голову?..
Читайте об одной из саданутых в следующем выпуске нашего
журнала. Следите за прессой!
*Если быть точной, в пятом сезоне особенно, в третьем
этого нет… вроде бы.
**Мне даже кажется, именно Мичиру является зачинателем
того, что окружающие говорят о Харуке в третьем лице как о мужчине, если такой
факт имеет место в оригинале. А кроме того, она ревнует Харуку, когда та обращает
внимание на других девушек, даже когда и поводов-то для ревности особых нет. Она
может даже заставить ревновать Харуку, кокетливо делая из мухи слона. Правда, в
третьем сезоне таких моментов немного, там у Мичиру ещё сохраняются остатки
порядочности.
***Проблемы-то именно с душой, именно из-за своего
нестандартно высокого и нестандартно оригинального духовного развития Харука и
остаётся одинокой – и что в третьем сезоне, что в пятом, хотя в пятом поменьше.
Другими словами, Харука в какой-то степени осталась той же, какой была в шестнадцать
лет, в отличие от повзрослевшей и сменившей кожу Мичиру… Но это уже,
разумеется, только на мой субъективный взгляд.
А тело – пусть его: если душа будет полностью спокойна,
физиология тоже пройдёт как надо, но до конца успокоиться Харуке – не суждено.
****Позволю себе подбавить цинизма, хоть и не к месту.
Представим на секунду, что сезонов не пять, а больше. Судя по тому, как
развиваются отношения Харуки и Мичиру в 3 и 5 сезонах, можно предположить, что
в 7 нам показали бы, как Мичиру насилует Харуку – сколько же бедная девочка
может терпеть, так и заболеть недолго!
Что ни говори, а на всех более-менее нормальных хентайных
картинках об этой паре Мичиру ЯВНО является зачинательницей клубничных
пикантностей, и я с таким положением вещей согласна. Если бы было наоборот, это
выглядело бы неправдоподобием.
Morita Rumino
= назад =
|